502 Bad Gateway

Старые адыгские народные песни аудиокнига детство и отрочество слушать Псейтук подарил своему народу таких гениальных певцов и сказителей: Песня эта понравилась фольклорным коллективам из других районов. Хаштук и запомнил её. По манере исполнения песен адыгейские народные певцы подразделяются на две условные группы. На стремление адыгских феодалов подчинить своим интересам народное устнопоэтическое творчество, справедливо указывает Т. Всем певцам Гарун аккомпанировал на разных адыгских музыкальных инструментах. Типичными стали состязания на лучшее исполнение. Однако вскоре начался кризис в отношениях между феодалами и простым народом у самих бжедугов, и уже в Бжедугии стали сочиняться песни, прославляющие предводителей народных выступлений и обличающие притеснявшую простой народ знать. Расширились места исполнения и круг слушателей.

С Камболетом Беслан Тучный заключает договор, и Камболет, обманув Айдемиркана, убеждает его выйти из селения без коня и оружия. Число присутствующих могло быть большим или малым, но все должны были в меру своих возможностей принять участие в исполнении народных песен. Их можно назвать старшим поколением певцов. Только один Адыгейский научно-исследовательский институт экономики, истории, языка и литературы записал от неё более ста произведении адыгского традиционного песенного фольклора. Поэтому уменье владеть словом, образная устная речь издавна высоко ценятся народом.

Загрузка...
"Старинные песни адыгов" (на черкесском языке)

Текст песни по запросу: " Адыгэ уэрэдыжьхэр"

Хан — Гирей, Записки о Черкесии. There are creative portraits of the most talented performers, marks succession in the performing traditions. Все знали, что эту песню он исполняет виртуозно.

Черим – Алий и гъыбзэ

"КЪАФЭЖЬ" - Шэджыхьэщ1э Аслъэнбий (Асланбий Шекихачев)

Сверх того:

Главными сочинителями и хранителями песен, которые как сегодня средства массовой информации фиксировали собой произошедшие значимые для народа события и сохраняли их потом для истории, были странствующие певцы, называемые гыбзау, которые исполняли так называемые песни-плачи о постигших народ различных драмах и несчастьях, а также джегуако — профессиональные организаторы народных празднеств. Важность в жизни адыгского общества старых времен народной песни как главного источника информации о минувшем отражалась в отношении людей к певцам-профессионалам: Конечно, в процессе многочисленных пересказов из поколения в поколение представленная в песнях историческая реальность искажалась, достоинства положительных героев необычайно преувеличивались, равно как и недостатки героев отрицательных.

Тем не менее, по народным песням, сохранившимся к советскому времени, когда над изучением культуры истории адыгского этноса стали работать профессиональные специалисты, стало вполне возможным исследовать далекое прошлое народа, особенности его уклада жизни, отношения внутри отдельных адыгских племен, отношения племен друг с другом, а также с другими народами.

Черкесия историческая территория расселения адыгского этноса в период наибольшего своего расширения XVI. В песне, повествующей о произошедших событиях, особое внимание уделялось участвовавшим в них людям, их биографии, личностным качествам.

Часто вся песня была посвящена биографии какого-либо персонажа, и сами события, с которыми он был связан, раскрывались в ней попутно.

Причем, центральное место в песне мог занимать не только положительный герой, но и отрицательный. До сведения этнографов дошли, например, целые песни, посвященные предателям, помогавшим врагам против собственного народа.

Старые адыгские народные песни песня лавата текст скачать бесплатно

Понятное дело, что эти песни отнюдь не чествуют своих героев и не призывают к подражанию им, а напротив, обличают их и подчеркивают низость их поступков тем, что они были воспитаны своим народом, а затем продали. Обличительные песни изобилуют оскорбительными эпитетами в адрес людей, оставивших в народе недобрую память, причем, как положительные герои наделяются в песнях необычайными красотой, силой и храбростью, отрицательные герои часто описываются с некрасивой внешностью, физическими недостатками, а также крайней трусостью.

Здесь можно проследить существовавшее в старое время на Кавказе особое внимание к физическому совершенству и красоте человеческого тела, свойственное также древним грекам. По-видимому, это является наследием более древней культуры, распространенной когда-то на очень обширном пространстве вокруг Средиземного и Черного морей.

Черкесия в первой половине XIX в. В образе Камболета содержится недвусмысленный намек:

В старые времена общественное мнение очень много значило для каждого адыга. Поэтому любой человек побоялся бы оказаться в народной песне в качестве отрицательного персонажа, навлечь позор на себя и свой род. Ведь песни распространялись очень быстро на очень обширные территории. Именно через посредство народных песен в современные труды по адыгской истории попали имена и фамилии некоторых людей, сотрудничавших с российской военной администрацией во время Кавказской войны — гг.

То есть, темное пятно, брошенное на чей-то род сочинителем песни, могло потом не выводиться в течение столетий. Широко представлена в народном песенном творчестве адыгов тема социально-классовой борьбы.

Старые адыгские народные песни кабардинская песня дахэк1ей дахащэ

От традиционного родоплеменного строя и военной демократии к феодальным отношениям адыги стали переходить, скорее всего, в позднее Средневековье. В руках военных вождей и воинов их личных дружин скапливалось больше военной добычи. Растущее богатство делало возможным долговое закабаление малоимущих соплеменников, которые становились крепостными людьми у племенной знати.

Поскольку в хозяйствах знатных людей трудились крепостные и захваченные на войне невольники, знать имела больше времени для совершенствования своего воинского искусства, необходимого для осуществления ею своей главной функции: Постепенно простой народ, больше занятый сельским трудом, передавал своей знати все больше властных полномочий.

Знатные племенные предводители — пши, в российской литературе именуемые князьями, наделяли землей и боевым оружием своих постоянных служителей — уорков, называемых в российской литературе дворянами. Среди уорков, в свою очередь, также выделилось несколько рангов: Так складывалась типичная феодальная лестница.

Богатство и нужда народа в военных защитниках способствовали дистанцированию знатной прослойки от основной массы населения. Феодальная знать имела свою систему управления, свой уклад жизни. Разумеется, без конфликтов между знатью и простолюдинами не могло обходиться. Частые войны, охватывавшие кавказские земли в Средневековье и вплоть до XIX. Именно феодальная конница составляла главную ударную силу адыгского войска, поэтому трудовой народ был вынужден содержать своих князей и дворян, чтобы уберечься от опустошительных набегов неприятеля.

Знать же продолжала обогащаться за счет захвата военной добычи и невольников. Богатые феодалы пытались укрепить свое положение, используя экономическое давление на простой народ. В частности, подолгу останавливались у сельских тружеников на постой, и те просто разорялись, содержа, как того требовал древний обычай, феодала и его слуг за свой счет.

А также злоупотребляли обычаем совершенствовать свое воинское искусство похищением у простолюдинов скота по обычаю, если похититель, будь он даже князем, оказывался застигнутым, он должен был вернуть все, что забрал, но сельским пастухам было трудно вовремя выследить угонщиков-феодалов, которые являлись профессионалами своего дела.

Разорившиеся в результате подобной политики феодалов простые люди потом были вынуждены у них же просить в долг продукты и фураж и если не могли вовремя расплатиться, становились у знати крепостными. Эти процессы возвышения феодально-племенной знати и подавления простого народа происходили у большинства адыгских племен до середины XIX.

Черкесия в первой половине XIX. Разумеется, процесс возвышения феодальной прослойки был постепенным, и далеко не все князья и дворяне отличались беспринципностью нравов и алчностью. Однако время от времени против особенно жестоких феодалов происходили выступления простого народа, тем более тот еще не полностью потерял свою военную значимость, и на крупные войны выступали все способные носить оружие свободные мужчины адыгского племени.

И конечно, об этом тоже непременно слагались песни, сохранявшиеся из поколения в поколения в течение веков.

По свидетельству адыгского фольклориста Ш. Изменился количественный и качественный состав, как исполнителей, так и слушателей, повысился образовательный ценз тех и других. Adyghe, folklore, poetry, performers, works of art, the oral-poetic, skill, bands, songs, Soviet, skills, vocal.

Главным образом по песням до историков и этнологов современности дошли имена адыгских народных предводителей, боровшихся с деспотизмом феодалов, своим авторитетом сплачивавших простой народ для эффективного противостояния попыткам знати превысить ограниченные неписаными обычаями права. А также информация о войнах племен, у которых не произошло резкого разделения на знать и простолюдинов это было большинство племен адыгов, населявших горы Западного Кавказа и Черноморское побережьепротив феодалов соседних племен.

Среди песен, повествующих о последних, известна песня о битве в ущелье Ошнеу, сочиненная горцами абадзехами. Для нее примечательно то, что поется песня как бы от лица самих кабардинцев, окруженных абадзехами в узком ущелье и сетующих на свое отчаянное положение, на суровость горной природы. Как известно, устно-поэтическое творчество было единственным идеологическим оружием адыга, не имевшего до Октябрьской революции ни массовой грамотности, ни литературы.

Поэтому уменье владеть словом, образная устная речь издавна высоко ценятся народом. Свой взгляд на живое слово адыг метко выразил в пословицах: М Керашев, — в формировании идеологии прежнего адыгейца — члена феодального общества в прошлом была велика. Песни, рассказы всех видов сопровождали всю его жизнь. В кунацкой, в походах, на привалах, в шалаше, в степи и в лесу — всюду его досуг заполнялся изустными народными произведениями. Сила примера героев, фигурирующих в них, морали идеология эпохи, заключенные в них, господствовали над.

А в пёстрых, высокохудожественных отвлечениях сказочных небылиц адыг умел выдать образы их социальной действительности. Огромное значение, которое придавали адыги устно-поэтическим произведениям, их важную роль в общественной жизни народа отмечают адыгские просветители Султан Хан — Гирей, Ш.

Ногмов, а также путешественники, побывавшие до Октябрьской революции среди адыгов: Не было, и теперь нет ни одного аула в Адыгее, где не жил хотя бы один популярный, творчески одаренный певец. Примечательно, что народные певцы с любовью исполняли старинные песни для любой аудитории, считая это своим патриотическим долгом.

Певцы и сазители принимали участников фольклорно-музыкальных экспедиций и безвозмездно поют для них народные песни.

Старые адыгские народные песни группа як 40 все песни

Под этим термином подразумевается и певец-импровизатор, исполнитель на свадьбах игрищах. Большая часть народных певцов импровизаторов -джегуако выражала народные идеалы и мечты и сознавала смысл своей деятельности. Веселовский приводит слова одного из знаменитых джегуако о назначении своего искусства: Адыгские джегуако считали своей задачей воспитание людей в духе лучших народных традиций, привитие им высоких нравственных качеств и обличение пороков.

Одарённые джегуако пользовались у адыгских народов популярностью и любовью. Их слава была исключительной: Зная о всенародной любви к джегуако, князья и дворяне стремились привлечь певцов на свою сторону, подчинить их творчество своим интересам. На стремление адыгских феодалов подчинить своим интересам народное устнопоэтическое творчество, справедливо указывает Т. Однако, подавляющее большинство джегуако не подавалось ухищрениям классовой верхушки.

Известно немало случаев, когда джегуако, истинные выразители надежд народа, проявляли высокое сознание своего достоинства. Очень редко, но бывали случаи, когда отдельные джегуако не могли устоять перед соблазном получить щедрую плату, и поддавались уговорам князей и дворян. В их устах народно-поэтические произведения, в том числе и песни, иногда приобретали феодальные черты, их героям приписывалось аристократическое происхождение.

Гарданов, — наиболее благополучную идеологическую обстановку для грабительских набегов, которые играли важную роль в благосостоянии феодальной верхушки, адыгская знать содержала специальных менестрелей и бардов, прославлявших удачливых наездников, возвращающихся домой с огромной добычей, Как правило, героями этих песен были предводители — князья, отправляющиеся в окружении своих верных уорков в поход за чужим добром и, проявлявшие при этом исключительную храбрость изобретательность.

Окружая ореолом рыцарской доблести участие в феодальных набегах, эти песни способствовали оправданию разбойничьих подвигов адыгских князей и дворян в глазах соплеменников. Народ слагал произведения о настоящих героях, боровшихся против господствующего клана, против врагов, за честь и свободу Родины, пели песни, отражающие в реалистической форме вековую борьбу трудящихся со своими угнетателями, выражающие мировоззрение, идеалы и мечты народа о счастливой, свободной жизни.

Подлинно народные песни исполнялись в хачещах крестьян на посиделках, во время взаимопомощи ш1ыхьафчапща и. Хачещи свободных крестьянь — тфокотлей являлись своеобразной школой словесного и музыкального искусства. Вечерами жители аулов устремлялись в хачещи, чтобы послушать песни и другие народные произведения в исполнении любимых певцов и сказителей.

Присутствие в хачеще знатоков фольклора и мастеров его исполнения являлись честью для хозяина.

Старые адыгские народные песни русское радио новые песни мама

Поэтому каждый адыг стремился как можно лучше обставить свою кунацкую, привлечь к себе талантливых певцов и сказителей. Всё это, в сою очередь, заставляло исполнителей фольклора более ответственно относиться к своему творчеству. Молодёжь же, видя, как старшие высоко ценят народную песню и мастеров её исполнения, сама начинала относиться к фольклору с большей серьёзностью.

На чапще петь, плясать, и рассказывать произведения фольклора могли все без ограничения, кто обладал исполнительским мастерством. Песенно-поэтическое произведение, безусловно, часто можно было услышать и во время коллективной взаимопомощи — шихафа, на которую обычно собирается много людей. Если условия работы, как например, чистка кукурузных початков позволяли слушать песню, то её пели во время работы.

Обычным было желание собравшихся и после выполнения работы долго слушать любимых певцов. На посиделки чэщдэсустраивавшиеся молодёжью в осеннее — зимний период, обычно приглашались молодые певцы исполнять любимые народные песни.

Слушание исполнение песни было приятным развлечением адыгских юношей и девушек на таких вечеринках. Женщины пели везде, но отдельно от мужчин, чаще всего на кухне. Девушки и пожилые женщины иногда бывали в хачещах и могли слушать песни, но как правило, обычно не оставались долго в мужском обществе. Даже сюжетные танцы исполнялись в сопровождении песен разного характера и на разные темы.

Теперь её пение слушали десятки мужчин и женщин, занятые созидательным коллективным трудом. Поэтому у адыгов отсутствовала какая-либо единая делопроизводственная система, из-за чего, в свою очередь, не выработалась и собственная адыгская письменность.

Пение начинал обычно знаток песенной поэзии, а все присутствующие принимали активное участие в хоровом сопровождении солиста. Тем самым, естественно организовывалось хоровое песнопение. После каждого исполнения песен обычно происходило обсуждение их идейно-художественных особенностей, истории её возникновения и. Число присутствующих могло быть большим или малым, но все должны были в меру своих возможностей принять участие в исполнении народных песен.

Пассивных и безучастных людей на спевках не бывало. Характерно, что традиции бытования, исполнения народных песен, сложившиеся в дореволюционное время, в основном продолжались и в советскую эпоху.

Но некоторые из них перестали существовать, а вместо них появились новые, порожденные изменившимися условиями жизни.

Благодаря тому, что в годы Советской власти в аулах Адыгеи, появились больницы и другие лечебные учреждения, отпала необходимость в организации чапщ, а вместе с этим и традиция исполнения песен у постели больного. Показательно, что в советское время творцами и пропагандистами изустной песенной поэзии стали люди, среди которых — представители рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции. Это обусловило изменение форм создания и бытования народных песенно-поэтических произведений.

Поистине благодатные возможности для исполнения и распространения народных песен появились в е годы в связи с созданием колхозов. Труженики адыгских аулов стали совместно трудиться, ежедневно собираться в большие группы, вследствие чего намного увеличилась аудитория певцов их слушателей.

Во время коллективного труда, часы отдыха на полевых станах люди с упоением пели и слушали народные песни и другие произведения фольклора в исполнении талантливых певцов. Типичными стали состязания на лучшее исполнение. Любовь к знатокам песенного фольклора и необыкновенная популярность народных певцов сохраняются по-прежнему.

Выражается это в уважительном отношении трудящихся к ним к их творчеству, в большом интересе к традиционному и современному фольклору вообще и к народному песенному творчеству в частности. Фольклорные праздники, смотры, конкурсы исполнителей изустного народного творчества исполнителей на народных музыкальных инструментах собирают огромную аудиторию и с новый альбом оксимирона 2015 горгород слушать интересом слушают зрители разных поколений.

Распространению традиционных песен в широкие массы и совершенствованию исполнительского мастерства народных талантов способствовали сельские клубы, которые были открыты повсеместно в населенных пунктах.

Создавались кружки художественной самодеятельности, в которые были вовлечены народные массы вообще и талантливая молодёжь в частности. Организовывались смотры, конкурсы исполнителей народных песен в населенных пунктах, в трудовых коллективах.

Организуемые конкурсы между носителями изустной песенной поэзии становились настоящей школой мастерства для подрастающей талантливой молодёжи. Фольклорно-музыкальные экспедиции, проводимые Адыгейским научно-исследовательским институтом, экономики, языка, литературы истории, Адыгейским областным центром народного творчества и культурно-просветительной работы, Адыгейским краеведческим музеем, собирательская работа отдельных ученых и любителей песенного фольклора в аулах Адыгеи и в местах компактного проживания адыгов в России и за рубежом способствовали выявлению талантливых сказителей, певцов.

По свидетельству адыгского фольклориста Ш. Хута, ему вместе с известнейшим фольклористом — нартоведом А. М Гадагатлем в i году пришлось записывать обработки текстов на магнитофонную ленту в исполнении нескольких сказителей и певцов в клубов аулов Вочепший и Эдепсукай.

К вечеру в клубе собралось более человек. Среди них были дети, взрослые и пожилые люди. Все они с затаённым дыханием в течение двух с половиной часов слушали пение и рассказы уважаемых носителей устно-поэтического творчества адыгов.

Осенью года фольклорная экспедиция в составе учёных: Схаплока, автора этих строк, выехала в. Этот аул издавна славится своими музыкантами, замечательными певцами — исполнителями адыгских традиционных народных песен. Псейтук подарил своему народу таких гениальных певцов и сказителей: Прибыв в этот аул, мы остановились в доме талантливого народного музыканта — инструменталиста Гаруна Хамидовича Тлецерука, которого я знал ещё с года.

Он виртуозно исполнял адыгские народные мелодии на адыгской гармошке, ши-чепшине и камыле. Не будет преувеличением сказать, что в то время во всей Адыгее он был единственным мастером -изготовителем музыкального инструмента камыл исполнителем мелодиий на камыле.

Гарун был ещё и большим знатоком традиционного песенного фольклора. За короткое время у Гаруна собралось много народу.

Bookmark the permalink.

1 Комментарьев по теме:

  1. Селезнёв А. И. says:

    Вы не правы. Я уверен. Давайте обсудим.