Камерно-вокальная музыка в творчестве Сергея Слонимского

Песни вольницы слонимский анализ black of filth скачать клипы Её девять частей — это девять кругов. Если образованный музыковед внимательно посмотрит, он увидит индивидуальные черты и в мелодии, и в ладовости, и в гармониях, которые звучат, может быть, благозвучно, но они не традиционные, что проявляется в каких-то особенностях, тонких деталях. Премьеры сочинений петербургского мастера всегда становятся событием в музыкальной жизни России и других стран Германии, Италии, Америки, Канады и др. Слонимский тщательно отбирает стихи для своих хоровых циклов, проявляя особое внимание к эстетическим достоинствам художественного текста. Его открытость миру позволяет синтезировать самые разнообразные стилевые истоки: Работа ставит своей целью широкую популяризацию хоров Шебалина и предназначается как для студентов музыкальных учебных заведений, так и для руководителей творческих коллективов. На основе анализа фактуры хоров Г. Блока, — первый опыт сочетания далеких стилей в единое художественное целое, определенный впоследствии А. Рыцаревой, включающая небольшой раздел о хоровых сочинениях Слонимского х годов. Проблеме музыки и речи посвящена книга А. В этом случае отдельные речевые интонации служат материалом для построения мелодических периодов. Необычайно богата и оригинальна ладогармоническая структура хоров композитора, которая выполняет определенные семантические, структурные и драматургические функции в композиции, служит формированию символического плана сочинения, его историко-стилевого аспекта.

Книга содержит много ценных теоретических выводов и является существенным вкладом в разработку данной проблемы. Балакиреве, острых и полемичных выступлений по вопросам современного музыкального творчества. Вольфензона, затем — в ЛГК имени Н. Слонимский родился 12 августа года в Ленинграде в семье писателя М. Подобная интеграция филологических и музыковедческих приемов анализа намечает новый метод исследования вокально-хоровых сочинений, позволяющий глубоко и всесторонне рассмотреть взаимосвязи вербального текста и музыки, выявить специфику творческой экзистенции Слонимского, раскрыть его устремления в области создания синтетического музыкально-поэтического целого.

Загрузка...
Сергей Слонимский о распаде СССР

Разделы сайта

Сергей Слонимский - "Песни вольницы"

Интересное:

Песни вольницы слонимский анализ avicii feeling good скачать mp3

Сочинения талантливого мастера, отличающиеся яркой индивидуальностью и самобытностью, заслужили высокую оценку у многих профессиональных музыкантов и широкой публики. Премьеры сочинений петербургского мастера всегда становятся событием в музыкальной жизни России и других стран Германии, Италии, Америки, Канады и др.

Каждая новая партитура композитора вызывает глубокий интерес, постижение поставленных в ней задач, как и само неординарное их решение, требует многостороннего осознания замыслов художника. Новизна художественных замыслов, стилевая самобытность и высокое отточенное мастерство композитора привлекают все новых и новых ценителей.

Вместе с тем в отечественном музыкознании пока отсутствуют работы, посвященные хоровой музыке Слонимского и ее интерпретации, что является одним из обстоятельств, определяющих актуальность избранной темы.

Внимание исследователей в основном направлено на его крупные сочинения — оперы, симфонии, кантаты, вокальные инструментальные циклы. На наш взгляд, хоровые партитуры Слонимского представляют особый интерес, поскольку в них во всей полноте проявляется авторский почерк композитора, его самобытность и нестандартность мышления, стремление широко отразить в музыке смысловое значение и эмоциональную окраску поэтического текста.

В жанре хора а cappella наиболее наглядно, последовательно и убедительно раскрываются характерные особенности творческого облика композитора, его художественного мировоззрения. Здесь Слонимский предстает как художник-мыслитель, стремящийся познать окружающий мир во всех его контрастах и подчас трагических противоречиях. Вокально-хоровые сочинения являются важной вехой в эволюции стиля композитора: Следует отметить, что область современного русского хорового творчества крайне обширна, и ее типологизация достаточно сложна.

Она включает в себя четыре жанровые сферы: Помимо этого, к хоровой музыке в широком смысле слова относятся также произведения для хора и оркестра - мессы, реквиемы, пассионы, поэмы и некоторые новые виды поэтория, декламаторияхоровые эпизоды в балетах, в музыке для драматических спектаклей, в кино, а также в симфонии.

Вышеназванные явления современной хоровой культуры требуют отдельного исследования. До настоящего времени в данной области они ограничивались, как правило, наблюдениями над общими стилевыми процессами работы Г. Гораздо меньшее число научных трудов связано с изучением проблематики хорового стиля в рамках творчества одного композитора.

Анализ хоров без сопровождения Слонимского, их оценка представляется сегодня назревшей задачей. Однако работ, где названная тема получила бы специальную разработку, до последнего времени не появлялось.

Настоящая диссертация является попыткой восполнить этот пробел и дает возможность впервые проанализировать особенности и закономерности индивидуального стиля композитора в жанре хора а cappella. Объектом данного исследования является хоровое творчество Сергея Слонимского, внесшего свой яркий индивидуальный вклад в развитие отечественной вокально-хоровой музыки второй половины XX века. Предмет изучения - сочинения для хора а cappella конца х — х годов, созданные в зрелый период творчества композитора.

Указанные хронологические границы избраны не случайно, поскольку именно этот период отмечен наибольшим интересом композитора к хоровой сфере, в последующие годы его творческая активность была в основном направлена на монументальные жанры - оперы, балеты, симфонии и вокально-инструментальные сочинения. Цель работы — выявить стилистические особенности произведений для хора а cappella Сергея Слонимского в ракурсе взаимоотношений поэтического текста и средств музыкальной выразительности.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач: К этому ряду примыкают и отдельные самостоятельные сочинения: Методология исследования определяется богатой научной традицией отечественного историко-теоретического музыкознания, литературоведения и теории хорового искусства.

Ее основу составляет комплексный подход к художественному материалу: Особенности такого подхода, который позволяет дать более полное и емкое изображение анализируемого явления, выявить его специфику, отразились в содержании и структуре работы.

Весьма существенна роль ритма в создании дифференцированной многоплановой фактуры с1м81 партий, выделение соло, разделение на мелодический рельеф и фон, полипластовость , что происходит за счет ритмической индивидуализации отдельных слоев музыкальной ткани. В работе содержатся полезные сведения о циклических композициях, ряд интересных наблюдений о влиянии строфичности на репризные формы, об особой роли сокращенной репризы и т.

При этом учитывается поэтический текст, который, являясь литературной основой вокально-хоровых сочинений, имеет свою сложную внутреннюю структуру и неизбежно воздействует как на сознание композитора, так и на восприятие слушателя.

В процессе исследования применялись различные методы анализа: Осуществление намеченной цели и задач потребовало использования метода поэтического анализа, разработанного в трудах ученых-филологов — М. Лазутина [62, 63], Ю. Лотмана [67, 68], А. Так, для автора настоящей работы большое значение имела книга Б. В этом случае отдельные речевые интонации служат материалом для построения мелодических периодов. В своей работе Эйхенбаум называет три типа мелодико-синтаксических фигур, которые он рассматривает как некую общеобязательную основу стихотворного текста: Наряду с определением мелодико-синтаксических фигур Эйхенбаум устанавливает их связь с различными типами лирики, а также другими элементами художественной формы стихотворения.

Изучение конкретных явлений русской поэзии автор строит на лирике напевного типа, преимущественно романсной ее формы Жуковский, молодой Пушкин, Фетпоскольку именно в ней интонация играет основную формообразующую роль.

Примеры декламативной поэзии Ломоносовкак и говорной зрелый Пушкинпривлекаются для сопоставления. Основные положения книги Эйхенбаума развиваются и уточняются в трудах В. Исследователь предлагает несколько иную классификацию стихов, выделяя два основных интонационно-ритмических типа — напевный и говорной, каждый из которых подразделяется на виды песенный и романсный в напевном, ораторский и разговорный в говорноммежду которыми располагается много промежуточных, переходных форм.

Труды Эйхенбаума и Холшевникова послужили методологической базой для автора настоящей работы, занимающегося проблемой взаимосвязи слова и музыки, поскольку исследование в них строится на материале лирической поэзии, которая теснейшим образом связана с камерной вокальной музыкой и, в частности, с жанром хора а cappella. Большую помощь также оказали труды В. В них изучаются фундаментальные теоретические основы науки о стихе, прослеживаются главные закономерности исторического развития анализируемого явления.

Так, чрезвычайный интерес представляет разработка ученым вопроса о рифме стиха, ее метрической функции и роли в композиции строфы. Рифма тем самым оказывается явлением весьма сложным, коррелирующим, с одной стороны, со звуковым строем произведения, со всей системой звуковых повторов, с другой с метрической структурой стиха, с третьей — с семантикой произведения и, наконец, с его композицией. Избрав предметом изучения строфическую структуру, ученый классифицирует различные типы строф и каждую из них анализирует в отдельности.

Этот анализ убедительно показывает, как в строфической лирике преимущественно напевного типа синтаксическое и тематическое членение подчиняются строфическому им определяются. Более того, исследование доказывает, что строфическая композиция и в особенности подчиненная ей скачать музыку бесплатно из фильма брат2 структура например, анафоры, синтаксические параллелизмы и проч.

Много ценного содержит книга Ю. Здесь Лотман сделал важный шаг: Структурность -первый признак его анализов, отличающий их от опытов других филологов. Вторым признаком становится динамичность: Художественный текст, с его точки зрения, представляет собой поле напряжения между нормой и ее нарушениями.

Читательские ожидания ориентированы на норму, и подтверждение или неподтверждение этих ожиданий реальным текстом стихотворения ощущается как эстетическое переживание. Третий признак лотмановского анализа поэтического текста - историзм, соотнесение каждого явления, наблюдаемого в стихотворении, с его историческим фоном. Язык художественного текста оказывается понятен только на фоне языка эпохи: Далее, четвертым и главным признаком анализа Лотмана является и его научность.

Рассматривая восприятие художественного текста как борьбу между читателем и автором, исследователь в этом противоборстве однозначно становился на сторону автора, подчеркивая особую значимость исторической I истины, что, безусловно, свидетельствует о научном подходе к стиховому материалу. Особый интерес представляет также монография Ю.

Предмет изучения - сочинения для хора а cappella конца х — х годов, созданные в зрелый период творчества композитора. Большой интерес представляют статьи О. Данный образ-символ объединяет самые различные сочинения:

Одной из основных особенностей концепции Лотмана является отождествление в художественном тексте его структуры и значения. Следовательно, вне структуры художественная идея немыслима. Дуализм формы и содержания должен быть заменен понятием идеи, реализующей себя в адекватной структуре и не существующей вне этой структуры.

Песни вольницы слонимский анализ индийские песни скачать ариши

Измененная структура донесет до читателя или зрителя иную идею. Художественный текст - сложно построенный смысл.

Следует отметить, что выводы Лотмана привели к существенному пересмотру многих положений структуральной поэтики и вошли в обиход гуманитарного знания. Они весьма важны для музыковедов, занимающихся родственными проблемами, и послужили теоретической базой для автора настоящей работы при анализе вербального текста, выявления его семантической структуры и взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности в хорах а cappella Сергея Слонимского.

В ней содержатся интересные примеры из народных песен и произведений музыкальной классики, а также весьма ценные мысли по названной проблеме. Так, основополагающим является его высказывание: Особенно важны его тезисы, раскрывающие диалектику взаимоотношений музыки и слова, в частности такая мысль: И следы этой самостоятельности, но только в обогащенном мелодико-гармоническом наряде, до сих пор сохраняют формы камерно-вокального стиля: Проблеме музыки и речи посвящена книга А.

В центре внимания исследователя находится проблема прозаического речитатива русской оперы, трактуемая главным образом на основе творческого опыта М. Шумана, - Слонимский является одним из авторитетнейших современных советских музыкантов. Культурное пространство всего мира — это жизненное пространство С. Его открытость миру позволяет синтезировать самые разнообразные стилевые истоки: Слонимского так же многогранна, как и его музыка.

Одной из ведущих сфер творчества С. Слонимского, наряду с оперой, продолжает оставаться симфоническая музыка. На сегодняшний день автор 30 симфоний убежден, что "симфония— самая свободная и естественная форма музыкального излияния. Абсолютно неверно считать, что симфония — это схема.

Давно прошли времена давления схемы на совершенно индивидуальные формы воплощения каждый раз новых, правдивых музыкальных мыслей. Мыслей о жизни и об идеале".

Песни вольницы слонимский анализ скачять прикольную песню для будильника

Что же касается форм, то они могут быть самые разнообразные — полифонические, гомофонные, сонорные, мелодийные, монодийные. Она одноголосна, почти вся состоит из одного голоса в гипофригийском ладу и в других необычных ладах. Восьмую симфонию, можно отнести к симфонии мотетной, одночастной. Это своего рода инструментальный концерт для струнных с трубой и колоколами. Большую роль играют четвертитоновые мелодические обороты, также, как и в Десятой симфонии или в Тринадцатой. Её девять частей — это девять кругов.

В основе две серии, которые разворачиваются постепенно, как змеи. В последних двух кругах, в предпоследнем горизонтально, а последнем вертикально, выстраиваясь в аккорды, эти серии заполняют почти все пространство, будто в путах зла, в путах бесконечного мрака сжимается пространство звучания.

А в конце вообще выключается свет в зале, и симфония завершается в полной темноте. Вообще, надо сказать, что для меня главная тема в симфонии — это очень плохая, очень затрудненная и беспокойная жизнь нынешнего порядочного, честного человека. Его неустроенность в мире, одинокость, его непрерывная борьба со всякого рода соблазнами, агрессией, хамством.

Вечное противостояние бытовым, идейным проблемам, а также тирании, давлению со стороны власть имущих. Как эта тема, разнообразно воплощается в жизни, как разнообразен сам человек, так разнообразны и в музыке выразительные средства и формы.

Симфония не может быть простенькой миниатюрой короткого дыхания. Это должно быть полотно большого дыхания с развитием музыкальных мыслей любых, в том числе мелодийных.

Но если они мелодийные, то должны быть в ладовом отношении оргинальные, а не эпигонские; гармонии — индивидуально очерченные, а не взятые из арсенала романтической или прокофьевской гармонии. Если это полифонические средства, то они не должны сводиться к стилизованно неоклассическим формам в их исконном варианте. Мне кажется, что суть симфонии заключается в том, что это музыкальный дневник человека о нашем времени, о нашей очень страшной эпохе.

Эпохе разделения людей на отдельные атомы, когда непрерывно происходит, борьба всех против каждого, каждого против всех, всех против. Ужасны предательство, давление на индивидуальность, всякого рода преследования честного, благородного, индивидуального в человеке.

Песни вольницы слонимский анализ программа для скачивания из контакта музыку

Если угодно, эту тему можно назвать романтической. Дело в том, что я, скорее неоромантик в музыке, чем неоклассик. С одной стороны, это пародия на мини-музыку, даже не пародия, а сатира на мини-музыку. Потому что модная ныне, мини-музыка бравирует тем, что там две — три ноты, один аккорд и так далее.

Вот здесь уже предел мини-музыки — одна нота. С другой стороны, оказывается, что на эту одну ноту можно довольно разнообразно и в ритмическом, и в инструментальном отношении написать даже не просто вариации, а инвенции, чуть ли не сонатную форму построить на одной ноте. Вообще, в симфонии все должно длительно развиваться. Ведь особенность симфонии в том, что это не мелкая форма, а развернутая музыкальная мысль, которая развивается интенсивно, не по количеству времени, а по непрерывности и неповторности развития.

Третья часть — это тройная фуга на три совершенно контрастные хроматические темы, а в конце, в коде, возвращается инвенция на ноте до, уже в виде праздничного заключения. Все струнники встают и в конце зрители видят некий инструментальный театр.

Может быть и.

В процессе исследования применялись различные методы анализа: Шебалина [32] и Виктора Калинникова [30]. Лазутина [62, 63], Ю.

Это в основном сатирически- гротесковая симфония. Между прочим, этот жанр есть у Шостаковича в Девятой симфонии, только он иначе выражен, а в некоторых симфониях или их отдельных частях даже каверзен. Её замысел появился после знакомства со сценарием фильма по мотивам поэмы Гете кинорежиссера Александра Сокурова. К сожалению, это было однократное исполнение, но очень сильное по режиссуре и по музыкальному сопровождению. Это, в сущности, очень свободные, современные вариации, точнее даже сказать, метаморфозы произведения Гете.

Я прекрасно знал, что музыку будет писать композитор и продюсер с которым он постоянно работает — Андрей Сигле. Эти поиски прекрасного мгновенья, хотя бы одного, чреваты расплатой. Как только это прекрасное мгновение достигается, так кончается жизнь и Фауст попадает во власть Мефистофеля, то есть дьявола.

Таково, смысловое, программное содержание нетрадиционной первой части симфонического полотна, которая представляет собой довольно сложное полифоническое написанное в серийной технике произведение. Вторая часть контрастна первой. Она тоскует об исчезнувшем Фаусте и готова на все, даже пожертвовать жизнью, чтобы быть вместе с.

В конце финала симфонии появляется и тема Фауста в полном, кульминационном изложении. В сущности, центральный герой — это мечущийся, ищущий и совершающий преступления- вольные и невольные, попадающий под власть дьявола, но стремящийся к свету, к идеалу человек. Финал можно назвать скорее трагическим. В этой симфонии нет претензий на то, чтобы изложить всю фаустовскую концепцию, тем более, обе его части.

Песни вольницы слонимский анализ скачать припев песни отпусти меня нетвоя я

Такова трехчастная программная симфония, можно сказать почти романтического плана, рассчитанная на самую широкую аудиторию, весьма контрастная по своему музыкальному языку. Николай Яковлевич в творчестве относился к поздним романтикам. Эта симфония недавно исполнялась в зале Чайковского в Москве под управлением Юрия Ивановича Симонова оркестром Московской филармонии.

Мясковский — воспитатель многих композиторов. Его музыкальными внуками являются Шнитке, Денисов, Губайдуллина и многие. Я сам учился у Шебалина, ученика Мясковского.

Песни вольницы слонимский анализ розенбаум на перевале дождь слушать

Несмотря на успехи в творчестве, его судьба была трагической. А через три года его не. В моей симфонии музыка лирическая и певучая, но нет стилизации под творчество Мясковского, нет его. На такую смешанную программу публика собралась очень охотно — набился полный зал. Все пришли на Рахманинова с модным пианистом.

Но эта публика изумительно приняла 27 симфонию, потому что она певучая. С удивлением все присутствующие услышали, что в современной симфонии может быть мелодия, может быть длительное мелодическое развитие, что, кстати, тоже важно. Это сочинение как раз написано в форме четырехчастного цикла: В данном случае был такой программный замысел — посвящение и ориентировка на тип симфонии времен Мясковского, Рахманинова, даже позднего Чайковского. Симфония писалась очень естественно, никак не стилизаторски, а от души, эмоционально.

Если образованный музыковед внимательно посмотрит, он увидит индивидуальные черты и в мелодии, и в ладовости, и в гармониях, которые звучат, может быть, благозвучно, но они не традиционные, что проявляется в каких-то особенностях, тонких деталях. Многие из них пишут о моей музыке.

Bookmark the permalink.

0 Комментарьев по теме: